Как-то разговор зашел, к какому типу я относился, когда учился в институтах. «Главное сдать/оценка важнее всего» или «главное понять, оценка второстепенна».
У меня был явно комбинированный подход. Ибо как мне нравилось учиться и было интересно узнавать что-то новое. Да мне это и сейчас нравится, радуюсь, если меня отправляют на какие-нибудь IT-курсы или когда в процессе осваиваются какие-то новые темы / области деятельности. Но и оценки при этом играли роль, ибо как еще со школьных времен привык к «пятеркам». Ну и вообще, если я что-то делаю и делаю это хорошо, то пусть это отражается и на формальном результате (причем не просто по отдельному предмету, а результат по всем фронтам должен быть на «отл». То есть нужны были золотая медаль и красный диплом в России. С немецким у меня запросы были поменьше, но все равно общий бал хороший).

К предметам при этом отношение было неодинаковым. Что-то давалось легко и сразу, где-то приходилось заниматься больше (ибо как предмет давался сложней, но был важным... как например экономическая теория по началу) или грызть кактус аля «сложно, но надо понять» (как например немецкие правовые предметы. Ибо как была куча новых понятий и явлений, в учебу же вклинивался с середины, поэтому основы приходилось изучать дома самостоятельно). Если предмет был интересен, то мог делать больше, чем надо, или с большим энтузиазмом, причем это не всегда были основные предметы (хм, скорее наоборот, мне как «неудавшемуся архитектору» были интересны всякие околостроительные предметы). А с некоторыми предметами часто бывало, что сначала какой-то предмет был не интересен / раздражал, а когда начинал вчитываться и понимал суть, то становилось интересно. Хотя с некоторыми неосновными (и что чаще всего было без оценки, то есть «зачеты») было «главное сдать», но таких предметов получалаьсь меньшинство .Помнится в России зачет по растениеводству сдавал кучу раз, ибо как мое отношение к сельскому хозяйству ограничивалось посильной помощью на родительской даче, и вообще, экономистов этим делом мучали только потому, что факультет наш был в вузе по землеустройству.

Или вот курсачи всякие, с ними мне кажется большая часть писалась для того, чтобы выполнить учебный план и ради оценки, хотя что-то и было интересно .Или дипломная работа для россии, была на 90% чтобы уж отмучаться (но так писало большинство и преподам это было ясно). Для Германии делать практическую часть было интересно и она заняла большую часть времени, но вот описывать все, что я делал и что получил было просто мучением. Хотя язык письменный был у меня подвешен лучше, чем сейчас (привет ролевкам), но язык немецкий был еще на стадии улучшения. Да я и сейчас не люблю на нем писать. По работе приходилось потом писать концепты, но через какое-то время от них открестился.

Плюсом учебы было то, что все что делалось, делалось по большому счету для себя (даже жевание кактусов, ибо как оно было необходимым для достижения цели, то есть диплома). И в целом было больше свободного времени.

Но в целом, несмотря на мою эпизодическую ностальгию по золотым студенческим временам, мне больше нравится работать, чем учиться. Ибо как работа – это деньги, то бишь независимость от родителей/кого-то еще и возможность себя баловать в плане дорогих хобби и поездок. Это больше статуса. Возможно больше ответственности, ибо как речь о реальных проектах, а не о учебных. Но ответственность эта не на мне одном, и надо что-то очень сильно запороть, чтобы последствия коснулись меня лично. Ну и тот факт, что больше нет сессий, курсачей и оценок, позволяет вздохнуть свободнее.

Правда меня иногда гложет червь сомнения, что два диплома – это как-то мало. Ибо как «все» уже пишут/защищают докторские. А я халявщик.